Translate

30 апр. 2018 г.

Профессии будущего

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
* Ермаков А. С., канд. биол. наук, старший научный сотрудник, Институт экспериментальной медицины РАМН (г. Санкт-Петербург); Ермаков Д. С., д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой; Овчинникова В. С., студентка, Университет РАО (г. Новомосковск Тульской обл.); Шевченко М. А., учитель, Лицей г. Новомосковска Тульской обл.

Как следует из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, уже в начальной школе необходимо обеспечить получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Выпускнику основной школы надлежит не только ориентироваться в мире профессий, но и понимать понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Одним из важнейших результатов общего среднего образования является осознанный выбор будущей профессии [1]. По данным портала «Edunews.ru», в настоящее время в мире наиболее востребованы специалисты в таких областях, как инженерия, информационные технологии (ИТ), медицина, туризм, логистика, экология, химики и энергетика, нанотехнологии, сервис, журналистика. В России этот рейтинг выглядит следующим образом: ИТ, инженерия, образование, юриспруденция, медицина, маркетинг, управление персоналом, рабочие профессии, индустрия красоты, экология. Профессия эколога, хотя и востребована (вот как об этом написано на вышеуказанном портале: «Из “ботанов” специалисты с экологическим образованием превратились во властителей мира. Человек настолько погряз в мусоре, выбросах, выхлопах и прочих отходах жизнедеятельности и производства, что без срочного раз- решения конфликта с природой может быть ускорена программа самоуничтожения. Сего- дня вся надежда – на экологов. А за свое спасение человечество готово платить немалые деньги тем, кто знает, как уберечь мир от экологической катастрофы»), но не относится к высокооплачиваемым, среди которых лидируют в мире хирург, анестезиолог, топ- менеджер, пилот, стоматолог, а в России – топ-менеджер, нефтяник, ИТ-специалист, бизнес-консультант, аудитор. Еще совсем недавно профессии экологического профиля казались новыми – рабочие (например, лаборант-эколог, аппаратчик-оператор экологических установок), техники (техник по защите окружающей среды, охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, мелиорации, рекультивации и охране земель, радиационной безопасности), специалисты (специалист по охране окружающей среды, специалист инспекции государственного экологического контроля и анализа, инспектор по охране природы, инженер по охране окружающей среды (эколог) [2]. Однако жизнь не стоит на месте. Система образования и рынок труда должны реагировать на современные достижения науки и техники, а также запросы общества и государства. При этом эколог уже не отождествляется только с профессией типа «человек – природа». Он должен уметь работать: а) с растениями, животными, микроорганизмами (природопользование, лесное, сельское хозяйство), для чего необходимы терпеливость, серьезность, умение работать в одиночестве, аккуратность, чувствительность; б) с техникой (инженерная защита окружающей среды, строительство, транспорт, энергетика) – требуется дисциплинированность, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность, ответственность, добросовестность; в) с людьми (образование, право, менеджмент, консалтинг, сфера услуг, журналистика, общественная деятельность) – необходимы эмоциональность, чувствительность к оценкам окружающих, эмпатия, сострадание и сочувствие, участливость, интуиция, искренность, артистизм, лидерские качества; г) с информацией (оформление документации, проведение количественных исследований, картография, компьютерные технологии), для чего нужно обладать сдержанностью, принципиальностью, серьезностью, требовательностью, педантичностью [3]. При этом экологическая подготовка может иметь как самостоятельное (например, в области био- или геоэкологии, природопользования), так и вспомогательное (например, в области экологического права, социальной работы) значение. Какие профессии будут востребованы в будущем? Будет ли среди них место экологии и экологам? Какие качества необходимы специалисту XXI века? Ответ на эти вопросы может дать форсайт. Форсайт (англ. foresight – предвидение) – способ представить, как будет развиваться мир в перспективе, с целью определения областей стратегических исследований и техно- логий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные вы- годы. Эта технология позволяет заглянуть в будущее на основе опроса экспертов. Участники форсайта исследуют актуальные тенденции и тренды, которые появляются в экономике, обществе, науке, и на основании полученных данных моделируют образ будущего. При этом предлагаемые варианты выходят за рамки привычного мировоззрения, представляются на сегодня нереальными, даже абсурдными. Несмотря на кажущееся сходство, форсайт отличается от прогноза; его задача – не просто определить, в каком направлении будет двигаться цивилизация, но и предложить конкретную последовательность действий для достижения поставленных целей. Основные принципы форсайта: 1) будущее можно создать, оно зависит от нынешних усилий; 2) будущее вариативно, оно не проистекает из прошлого, а зависит от наших решений; 3) в целом будущее нельзя предсказать достоверно, но можно подготовиться к будущему, которого мы хотим, или самим подготовить его [4]. По данным сайта «Careers2030.CST.org», к 2030 г. в списках вакансий появятся следующие экологические профессии, обоснованные канадскими форсайт-стратегами. Локализатор в условиях глобализации будет помогать местным общинам и малым предприятиям выжить и преуспеть, используя то, что им доступно (солнечная энергия, 3D-печать предметы быта, местные продукты и пр.), вне зависимости от стоимости нефти, экстремальных погодных условий или политических конфликтов на другом краю света. Опирается на достижения логистики, менеджмента и маркетинга, социальной работы. Мусорный дизайнер работает в области апсайклинга (это способ создания новых вещей из мусора). Придумывает новые предметы с минимальным расходом материалов, опираясь на знания в области материаловедения и промышленного дизайна. Задача ревайлдера (специалист в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства) – сокращение ущер- ба, нанесённого людьми дикой природе. Разбирает заборы и дороги, сажает деревья и прочую природную зелень. Монтёр биоплёнок устанавливает в жилых домах специальные «биологические плёнки» (сообщества микроорганизмов, скрепленные полимерными ма- териалами), которые обеспечат утилизацию большей части твердых и жидких домашних отходов, а также очистку воздуха. Требуются навыки сантехника, микробиолога и предпринимателя. Фермер-гидропоник производит зелень и рыбу (которых всё меньше становится в дикой природе) на «гидропонических фермах», как на селе, так и в городах. Дол- жен иметь подготовку в области экологии, сельского хозяйства, диетологии, ветеринарии [5]. В нашей стране на основе форсайта, в котором принимали участие более 2,5 тыс. российских и зарубежных экспертов, Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив подготовили «Атлас новых профессий» [4] для различных отраслей народного хозяйства (медицина, энергетика, транспорт, космос, новые материалы и нанотехнологии, ИТ, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство финансы, экология, менеджмент, образование и пр.) в перспективе до 2030 г. К чему же нужно готовиться будущим экологам? Биотехнология – одна из самых многообещающих отраслей. В течение ближайших десятилетий она не только будет развиваться сама, но также существенно изменит медицину, энергетику, производство сырья и материалов, городское и сельское хозяйство. Новые агротехнологии решат проблему голода. Возникнут безотходные города, в которых пища и энергия производятся из растений и микроорганизмов, а мусор почти полностью перерабатывается. Эколог-урбанист – проектировщик городов на основе экологических биотехнологий в области строительства, энергетики и контроля за загрязнением окружающей среды. Сити-фермер – специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов. Энергетика. Атомных электростанций в мире будет больше, при этом уровень их безопасности станет существенно выше. Активно начнет развиваться альтернативная энергетика (ветрогенераторы, солнечные батареи и т. д.), в том числе частная. Полученные излишки будут перераспределяться и продаваться. Значительная часть энергии для гаджетов (телефоны, планшетники и др.) будет собираться с нашего тела за счет вшитых в одежду и обувь энергогенераторов. «Умные» электросети с интеллектуальным управлением позволят за счёт точно определяемого уровня энергопотребления в доме / офисе (по приборам, лампам, розеткам и др.) настраивать оптимальные режимы (например, стирать вещи ночью, когда тарифы на энергию ниже), защитить от поломок, уменьшить потери при передаче энергии и увеличить надежность и бесперебойность. Проектировщик си- стем рекуперации – специалист по технологическим решениям для «улавливания» избы- точной энергии движущихся средств, в первую очередь при торможении (например, авто- мобильный транспорт, метро, троллейбусы, трамваи и т.п.). Специалист по локальным си- стемам энергоснабжения занимается разработкой, внедрением и обслуживанием систем малой генерации (ветряная, солнечная, био-, атомные микрогенераторы и т. д.). Энергоаудитор проверяет дома, офисы, заводы и другие сооружения на наличие энергопотерь с целью оптимизации энергопотребления, даёт рекомендации по замене оборудования и модернизации зданий. Электрозаправщик осуществляет обслуживание инфраструктуры для заправки электромобилей и других транспортных средств (например, беспилотных летательных аппаратов). Добыча и переработка полезных ископаемых. В ближайшие десятилетия спрос на полезные ископаемые будет оставаться достаточно высоким. Поскольку традиционные месторождения нефти, газа и других ресурсов истощились, добывающие компании вынуждены осваивать всё более сложные месторождения, а также новые виды ресурсов (нефтеносные пески, сланцевый газ, шельфовые и глубоководные месторождения). При этом возрастают требования к экологичности добычи, охране окружающей среды при транспортировке полезных ископаемых, а также при закрытии месторождений. Системный горный инженер работает с объектами природопользования на полном жизненном цикле (от поисково-разведочных работ до закрытия и рекультивации месторождений) с учетом комплексности этих объектов. Эко-аналитик в добывающих отраслях – специалист по анализу экологических угроз, защите окружающей среды в процессе добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых и восстановлению нарушенных территорий. Экология. Рециклинг-технолог – специалист по разработке и внедрению технологий вторичного использования материалов, безотходного производства. В задачи паркового эколога входят мониторинг и анализ экологического состояния общественных пространств (парков, скверов, площадей, аллей и др.), разработка и внедрение решений по озеленению, заселению зверями, птицами, насекомыми и иных мер по поддержанию эко- логического баланса на зелёной территории внутри города. Эко-аудитор проводит аудит производственных предприятий и даёт рекомендации по снижению воздействия на окружающую среду за счёт модернизации производства, изменения практик и способов работы. Специалист по преодолению системных экологических катастроф – инженер, работающий с катастрофами, растянутыми во времени, которые осознаются постепенно (например, загрязнение территорий вокруг крупных промышленных центров, тающая вечная мерзлота, радиационные свалки и т. п.). В его задачи входит разработка и реализация программ по преодолению последствий и недопущению подобных катастроф. Эко- вожатый поддерживает инициативные общественные группы, работающие на улучшение экологической обстановки, обеспечивает обмен информации между ними, помогает организовать общественный экологический контроль. Эко-проповедник разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по вопросам «зелёного» образа жизни, связанного со снижением нагрузки на окружающую среду (умеренное потребление, сокращение «экологического следа», раздельный сбор мусора и др.), а также программы для предприятий по экологичным технологиям производства.
Литература
 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. –http://минобрнауки.рф/документы/543.
 2. Ермаков Д. С., Клычкова А. И. Профессия – эколог // Биология в школе. – 2009. – № 4. – С. 42–45.
3. Крыжановская И. В. Профессиональные типы обучающихся экологическим специ- альностям // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53539.shtml.
4. Атлас новых профессий. – М.: АСИ; МШУ «Сколково», 2014. – 164 с.
5. Jobs of 2030. – http://careers2030.cst.org/jobs