Translate

16 июн. 2014 г.

Влияние компьютера на психику ребёнка.
Cоветы родителям.
О. В. Чуяс,
 психологическая служба
Сегодня компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Современный ребёнок растёт в среде, где компьютер — такая же привычная и будничная вещь, как электричество, автомобиль, телевизор или сотовый телефон. Однако для родителей и педагогов компьютер может стать головной болью, ведь не такой уж он и безопасный, как кажется на первый взгляд.
Некоторые родители категорически не приемлют «компьютерную» форму проведения ребёнком свободного времени, некоторые не запрещают сидеть за компьютером, но при этом постоянно чувствуют внутреннюю тревогу: ребёнок допоздна сидит за монитором, мало общается с ровесниками, редко бывает на улице. Поэтому, покупая компьютер — полезный, незаменимый, хороший, необходимый для ребёнка инструмент, — надо помнить про ответственность за установление правильного взаимодействия ребёнка и «машины».
Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером:
Постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребёнка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному.
Так, с одной стороны, ребёнок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, становится пассивным потребителем информации, как говорится «рабом Интернета», а с другой — некоторые дети используют Интернет как библиотеку и источник информации.
Компьютер не даёт ребёнку полноценного общения или же полностью его заменяет.
Некоторым детям, испытывающим трудности в общении в реальном мире, компьютер даёт возможность найти в мире виртуальном собеседника и даже друга.
Положительные и отрицательные последствия использования компьютера ребёнком
Отрицательные факторы
Длительное нахождение в положении сидя;
электромагнитное излучение;
перенагрузка суставов кистей рук;
повышенная нагрузка на зрение;
стресс в случае потери информации;
нарушение речи;
импульсивность;
ситуативность поведения;
отсутствие инициативы;
несамостоятельность;
стереотипность мышления;
слабая ориентация на будущее
Положительные факторы
Возможность выбора стретегии, поведения или самообразования;
формирование деловой мотивации;
развитие логического оперативного мышления;
умение прогнозировать;
возможность экпериментировать;
формирование абстрактного мышления;
аккуратность;
точность;
рациональность;
организованность
ДЛИТЕЛЬНОЕ НАХОЖДЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ
Ребёнок за компьютером сидит в расслабленной позе, вследствие чего напрягаются мышцы шеи, головы, рук, спины. В результате может развиться сколиоз.
При длительном нахождении за компьютером между сидением стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Результатом этого может стать геморрой и простатит, то есть заболевания, требующие продолжительного и малоприятного лечения.
Малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ
Электромагнитное излучение компьтера идёт от задней и боковых стенок, поэтому следует устанавливать компьютер так, чтобы эти места не были направлены туда, где вы или ваш ребёнок спит или сидит, работая за письменным столом.
Научно доказано, что пребывание детей в поле электромагнитных излучений не должно превышать два часа в сутки.

Советы
Разместите компьютер в углу или же задней поверхностью к стене.
Старайтесь, чтобы оптимальное расстояние глаз от экрана монитора составляло не меньше 45–60 сантиметров.
Не устанавливайте компьютеры в спальнях, а ночью их полностью отключайте от сети.
Экраны, куда садится пыль и другие вредные вещества, ежедневно протирайте одноразовой влажной салфеткой.
Как можно чаще проветривайте комнату.
Для увеличения влажности в помещении оборудуйте аквариум или поместите другую ёмкость с водой.
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ СУСТАВОВ КИСТЕЙ РУК
В пальцах рук вследствие ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связывающего аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Но главная причина — длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. В наше время от болезней кистей рук страдают пользователи ПК, которые много часов подряд делают однообразные мелкие движения руками.
Совет
Каждый час делайте короткие паузы, во время которых выполняйте комплекс упражнений для кистей рук.
Комплекс упражнений для устранения мышечного напряжения
Исходное положение — сидя на стуле.
1. Вытянуть и растопырить пальцы так, чтобы ощутить напряжение. В таком положении задержаться на 5 секунд. Расслабить, а потом согнуть пальцы. Повторить упражнение 5 раз.
2. Медленно и плавно опустить подбородок, оставаться в таком положении 2–3 секунды и расслабиться.
3. Поднять руки как можно выше, потом плавно опустить их, расслабить. Упражнение повторить 5 раз.
4. Скрестить пальцы рук и положить их за голову. Свести лопатки, оставаться в таком положении 5 секунд, а потом расслабиться. Повторить упражнение 5 раз.

ПОВЫШЕННАЯ НАГРУЗКА НА ЗРЕНИЕ
Работа за компьютером технически сводится к введению либо чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это значительная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея состоит не из бесконечных линий,
как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек.
Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс использованных программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, возникает головная боль, усталость, двоение явление называется «компьюсиндромом». Избежать его может придерживание основных правил  гигиены зрения.
Рабочее место должно быть достаточно освещённым, световое поле равномерно распределено по всей плоскости рабочего пространства, лучи света не должны попадать в глаза. Укомплектуйте компьютер красивым монитором, правильно его
настройте, используя качественные программы.
Не забывайте о паузе во время занятий ребёнка на компьютере (15 минут через каждый час), гимнастике для зрения. Контролируйте зрение ребёнка у врача-окулиста. При первых симптомах нарушения зрения срочно уменьшите время занятий на компьютере.
Гимнастика для глаз (комплекс упражнений для глаз по методу Г. А. Шичко)
1. Пальминг
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Мизинец (и правой, и левой руки) — на переносице (как мостик очков). Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, глаза должны находиться в абсолютном мраке. Локти поставить на стол, сесть удобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить приятную картину. В какой-то момент покажется, что кто-то вас раскачивает — значит, пальминг можно заканчивать.
2. Вверх-вниз. Влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Прищуриться, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг
Представить большой круг. Обвести его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.


4. Квадрат
Предложить детям представить квадрат. Переводить взгляд с правого верхнего угла в левый нижний, левый верхний, правый нижний. Ещё раз поочерёдно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
СТРЕСС В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ИНФОРМАЦИИ
Ребёнок работал на компьютере над важной информацией, но по некоторым причинам (вирусы, перепады напряжения, нажал не ту кнопку...)
потерял её.
Советы
Дублируйте информацию на отдельном диске или на внешнем носителе.
Продолжительная работа за компьютером приводит к изменениям в центральной нервной системе, эндокринной, имунной и репродуктивной системах, отражается на костно-мышечном аппарате человека.
Научите ребёнка методам саморегуляции.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Когда ребёнок на «ты» с персональным компьютером, он смело выбирает стратегию поведения или самообразования. Но, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, которые формируются компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к более реальным вещам тем сложнее, чем больше ребёнок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к отрицательным изменениям в развитии его личности: ребёнок замыкается в себе, становится агрессивным, эмоциональным, несдержанным. Во
время выполнения сложных заданий в изменяющихся условиях у него могут проявиться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности — возникнуть болезненные состояния.
Сегодня известно множество захватывающих развивающих игровых программ, учитывающих возраст, индивидуальные возможности и наклонности ребёнка, которые способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают возможность менять стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности и другими видами компьютерной помощи.
Как утверждают педагоги, программисты, компьютерные системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамичную модель учёбы для конкретного ученика, учитывая особенности его мышления, памяти и понимания материала. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.
Но в случае продолжительного пользования компьютером эти положительные качества могут перейти в отрицательные: точность и аккуратность — в педантизм, негибкость мышления, зависимость умственных процессов от «умной машины». В каждом отдельном случае желательно рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием каждого ребёнка, помня о том, что компьютер, предлагая материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребёнка.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
Острый вопрос — компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее. Положительные качества
игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы.
Компьютерные игры развивают у ребёнка:
скорость реакции;
мелкую моторику рук;
визуальное восприятие объектов;
память и внимание;
логическое мышление;
зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребёнка:
классифицировать и обобщать;
аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
достигать своей мечты;
усовершенствовать интеллектуальные навыки
Во время комьютерной игры ребёнок словно попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают ребёнку отремонтировать стену дома, правильно сложив пазл, или разместить цифры по порядку, чтобы добраться к сокровищам, дети чувствуют свою значимость. А если в конце задания говорят: «Молодец!
Ты справился на отлично»,— это приводит ребёнка в восторг!
Но есть и отрицательная сторона увлечения компьютерными играми. Это компьютерная зависимость.
Киберпространство может стать для ребёнка реальностью жизни. Особенно ярко это проявляется, когда ребёнок переживает социально неудачные конфликты и погружается в игровой мир, в котором чувствует себя хозяином ситуации. Именно в этом призрачном мире чувство или предчувствие победы повышает самоуважение, компенсирует пониженную самооценку и формирует поведение.
Единственным смыслом жизни ребёнка становится удовольствие от игровых сеансов, вырабатывается «компьютерная или игровая зависимость».
Эту болезнь можно охарактеризовать как чрезмерное увлечение компьютерными играми ради ухода от реальности, приводящую к качественным изменениям личности (деформируются социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности человека).
Виртуальная реальность создаёт нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Происходит то, что можно назвать
«Эго-распадом» на «Я — виртуальное» и «Я —реальное». Такие игры подрывают психическое здоровье и могут кардинально изменить представление ребёнка о себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, способствует усилению тревоги
и дисгармонии.
Существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в основном военные стратегии и «стрелялки», которые изначально были созданы для развития специльных навыков у военных, могут развивать в ребёнке жестокость. Множество исследований подтверждают эту точку зрения. С одной стороны, игры помогают выплеснуть агрессию и отрицательные эмоции, с другой, наоборот, формируют отрицательные стереотипы поведения и даже влияют на психику сильнее, чем боевики.
Если во время просмотра фильма ребёнок только наблюдает за событиями, происходящими на экране, волнуется за персонажей, примеряет на себя их роли, то во время игры это происходит «интерактивно»: то есть игрок, принимая на себя роль персонажа, погружается в его мир, на некоторое время «превращаясь» в этого персонажа. Размышляя или действуя от имени героя, он переносит свой опыт и в реальный мир. Другая особенность игры в том, что герои «бессмертны»: каждый раз после уничтожения они оживают снова и снова, и количество их жизней бесконечно. Этот факт отражается на восприятии ценности жизни, стирает грань между жизнью и смертью, развивает наклонность к небезопасному поведению.
Проблема компьютерной зависимости и влияния компьютера очень актуальна. Покупая игровой диск своим детям, внимательно изучите суть и цель игры.
Следует договориться с ребёнком, установив правила, которых нужно придерживаться во время пользования компьютером.
Ежегодно всё больше украинских детей пользуются Интернетом в повседневной жизни. Возможность подключиться к Сети не только через ПК, но и с помощью мобильных телефонов способствует этой тенденции. Интернет даёт детям и молодёжи столько возможностей в совершении открытий, общении и творчестве! Но поскольку с самого начала Интернет развивался без какоголибо контроля, сегодня он вмещает большое количество не всегда безопасной информации.
В связи с этим возникает проблема организации безопасности детей. А кто им поможет в этом, если не родители?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ОТХОДИТ ОТ КОМПЬЮТЕРА?
Советы родителям
Дети 7–9 лет
Дети младшего школьного возраста пользуются Интернетом не только дома, но и у друзей, и в школе. Беседы и объяснения родителей, с чем дети могут столкнуться в Интернете, помогут им стать ответственными, способными работать с Интернетом самостоятельно и безопасно. Чтобы помочь своим детям, родители могут поделиться собственным опытом.
Дети в возрасте 7–9 лет еще нуждаются в контроле со стороны родителей во время пользования Интернетом. Родителям нужно выработать для детей правила использования Интернета их детьми, а уже потом корректировать их по мере
взросления ребёнка.
Дома использовать Интернет дети должны в присутствии родителей. Возможно, ребёнок ещё не в силах самостоятельно определить безопасность веб-сайта, потому должен обращаться за разрешением к родителям, перед тем как размещать личную информацию в Интернете.
Чат-комнаты и другие виды публичного онлайн-общения могут не соответствовать возрасту ребёнка. Адрес электронной почты, используемый
в этом возрасте, должен быть общим семейным адресом.
Создание учётной записи для ребёнка с ограниченными правами пользования помогает ему научиться работать за компьютером самостоятельно.
Программы фильтрования также помогут предотвратить доступ ребёнка к неподходящим сайтам.
Дети 10–12 лет
Школьники, возможно, уже знают, как использовать Интернет в разных целях. Родители могут поддержать своего ребёнка, ознакомившись с сайтами, которыми пользуются их дети, узнать об их хобби или других интересах, связанных с Сетью. Взрослые могут также использовать Интернет для планирования определённых событий, касающихся всей семьи. Это даёт возможность родителям и детям обсуждать надёжные сайты, на которых можно найти качественную и верную информацию.
Дети 10–12 лет всё ещё нуждаются в контроле со стороны родителей и также должны придерживаться правил пользования Интернетом.
Впрочем, некоторые дети могут нарушать правила и избегать контроля родителей, если они считают, что их чересчур ограничивают или
не удовлетворяют их потребности.
Родители должны договориться с детьми о том, что тем позволено делать в Интернете, а что нет, согласовать с детьми, какую личную информацию они могут размещать в Интернете, рассказать о рисках, связанных с раскрытием этой
информации.
Дети этого возраста заинтересованы в использовании чатов, поэтому родители должны рассказать им о безопасном общении, а также следить, как их ребёнок сам общается онлайн.
Необходимо регулярно обновлять средства безопасности компьютера.
Дети 13–15 лет
Для детей этого возраста Интернет становится частью жизни. Они знакомятся с людьми и проводят много времени онлайн, ищут необходимую информацию, касающуюся школьных занятий или своих увлечений. Иногда
родителям сложно узнать о том, что делают их дети в Сети. В этом возрасте дети рискуют и испытывают свои возможности — технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективными.
13–15-летние дети могут держать в секрете то, что они делают в Интернете, особенно если родители раньше не интересовались, как их ребёнок использует Сеть. Поэтому важно открыто общаться с ребёнком и интересоваться тем, что он делает в Интернете.
Дети 13–15 лет также должны придерживаться установленных правил пользования Интернетом.
Некоторые подростки всё ещё нуждаются в совете взрослого человека, например, в таких вопросах, как размещение личных данных в онлайне.
Вопросы этики и ответственности пользователя Интернета — важные темы для разговора с ребёнком. Дети обязаны нести ответственность за то, что они публикуют в Сети, включая их личную информацию или информацию, которая может быть незаконной.
Родители должны интересоваться «друзьями онлайн» ребёнка, знать, с кем он познакомился в Сети и собирается встретиться.
Родителям следует избегать эмоциональных реакций, даже если они узнают о том, что случилось нечто «неприятное», когда их ребёнок был в Сети. Родители всё ещё могут направлять ребёнка. Например, существуют хорошие доступные онлайн-ресурсы о сексуальности и здоровье, предназначенные для молодёжной аудитории.
Молодёжь должна быть уверенной в том, что они могут поговорить с родителями обо всём, что принуждает их чувствовать себя комфортно в Сети.
Стать интернет-зависимыми рискуют дети, у которых не складываются отношения с родителями и ровесниками, которые пытаются найти замену живому общению в виртуальных играх и чатах. В разговоре с ребёнком важно не сравнивать Интернет и реальную жизнь, а показать, как они могут дополнять друг друга. Ваш ребёнок чрезмерно увлечён играми-стрелялками? Хорошо. Предложите ему стать сильным героем не только на экране мобильного телефона или мониторе, а заняться спортом, научиться приёмам самообороны. Посетите спортзал, найдите подходящую спортивную секцию.
Важно правильно использовать присущие ребёнку интересы. Хорошо зная своего ребёнка, вы обязательно найдёте в окружающем мире вещи, которые обязательно его заинтересуют, и в поиске вам опять-таки поможет Интернет.
КАК ВЫБРАТЬ КОМПЬЮТЕР ДЛЯ РЕБЁНКА?
Родители часто допускают оплошность, приходя в магазин и говоря: «Дайте нам компьютер подешевле, нам для ребёнка». Если такой подход и имеет положительный результат, то только один: общение ребёнка с компьютером никогда не вызовет боязни вроде «А не чересчур долго ли он за ним сидит?» Чадо действительно не будет просиживать за дешёвым компьютером день и ночь — просто не сможет. От плохого монитора у него будут слезиться и уставать глаза, а медлительность агрегата во время работы с современными программами ничего, кроме раздражения, у ребёнка не вызовет.
Для этого вы экономили?
Определите, для каких заданий вам нужен компьютер. Задайте себе вопрос: «Для чего, собственно, я покупаю этот компьютер?» Абсолютно все современные программы и тем более Интернет требуют от компьютера высоких характеристик продуктивности и скорости работы.
Не гонитесь за последними веяниями. Откроем тайну: в последнее время прогресс в компьютерных технологиях стимулируется ничем другим, как индустрией компьютерных игр. Следует понять, что, например, самые последние видеокарты
ценой $400–500 нужны лишь для улучшения картинки в современных играх. Чем тратить деньги на «самое-самое», лучше обойтись средней, по современным меркам, конфигурацией, но позаботиться о том, чтобы компьютер был собран из качественных комплектующих. В этом случае стабильность его работы ещё неоднократно порадует вас и вашего ребёнка.
Обратите внимание на «начинку» системного блока. Конечно, вам не нужно срочно становиться специалистом по компьютерам, лучше найти хорошого знакомого, разбирающегося в этих вопросах. Но в любом случае хотя бы в общих чертах представлять, из чего состоит компьютер, полезно, да и знакомому будет легче объяснить, что вам нужно.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ РЕБЁНОК ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?
Условно безопасное время, которое ребёнок может проводить за компьютером (в минутах), можно посчитать, умножив количество лет ребёнка на два. Например, если ребенку десять лет, для него условно безопасное время составляет 20–30 минут. После этого надо делать перерыв не менее часа.
Выбор направления развития ребёнка, конечно же, дело родителей, им решать, играть детям в компьютерные игры или нет, но ещё раз хочется обратить внимание на то, что живое, дружеское общение с ровесниками никогда не заменит компьютер.
Помните, что использование компьютера ребёнком любого возраста должно сопровождаться постоянным вниманием родителей. Только постоянный контроль, доверительные отношения между ребёнком и родителями смогут воспитать критичность мышления и способность осознания получаемой информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии. —СПб., 1998.
2. Ермилова И. А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза! // Здоровье школьника.-2008.-№ 8.
3. Ермилова И. А. Ограничьте просмотр передач! // Здоровье школьника. — 2008. — № 8.
4. Маргоми Я. М., Иванов А. М., Баранкина З. С. Методы безпрерывного обучения информатике в начальной и средней школе // ИНФО. — 1991. — № 1.
5. Попов С. В. Валеология в школе и дома. — СПб. :Союз, 1997.
6. Интернет-ресурсы: