Translate

21 июн. 2014 г.

Гендерные различия подростков.
                                                                                                 Л. В. Турищева,
кандидат психологических наук
Подростковый возраст — это такой возраст школьников, в котором очень актуальны гендерные проблемы. Специфика развития подростка состоит в том, что он не только находится в состоянии между взрослым человеком и ребёнком; в этот период девочка превращается в девушку, а мальчик — в юношу.
Это, безусловно, влияет на отношение к себе, окружающим людям и противоположному полу. Всё то, к чему привык подросток с детства — семья, школа, сверстники, — подлежит переоцениванию, приобретает новое значение и содержание. Переход во взрослый мир, построение новых отношений, овладение новой (взрослой) ролью предполагает наличие определённой (в том числе внутренней) активности, формирование специфических орудий, их апробацию в реальных жизненных условиях. В развитии подростка ярко проявляются его внутренние переживания, особенности поведения, связанные с половыми различиями, формируются навыки общения со сверстниками своего и противоположного пола.
В обществе бытует множество представлений относительно различий между мальчиками и девочками. Многие из этих представлений являются не подтверждёнными с научной точки зрения выдумками. Проиллюстрируем это утверждение с помощью наиболее распространённых мифов о мальчиках
и девочках.



Миф 1
девочки более послушны, чем мальчики
этот миф соответствует действительности только в раннем детстве, когда девочки действительно более послушны

Миф 2
девочки лучше относятся к природе
пока не установлено ничего, что давало бы основание утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных и растениях. В результате психолого-педагогических исследований установлено, что к природе больше любви проявляют дети любого пола от 6 до 9 лет
      
Миф 3
мальчики лучше могут оценить сложность  ситуации и мыслят более логично
Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков

Миф 4
Мальчики испытывают больше желания выделиться, победить
как известно, в 10-12 лет девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Поэтому они действительно иногда стремятся выделиться среди своих сверстников. Девочки раньше становятся более целеустремленными, чем мальчики, раньше начинают думать о будущем

Миф 5

мальчики более одарены в математике
Это миф. Девочки и мальчики одарены одинакова, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Хотя считают, что в математике мальчики проявляют себя сильнее

Миф 6
девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания
напротив, мльчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее, например, переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они, как правило, только делают вид, что им небольно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать

 Мужчина и женщина — это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда.
Д. Мадзини                                                                                                                                                                                  

Миф 7
девочки умеют лучше выражать свои мысли
Действительно, в подростковом возрасте в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики



Миф 8
у мальчиков лучше зрительная память, а у девочек-слуховая
Психологи утверждают, что в течение всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная


Миф 9
Мальчики лучше ориентируются в пространстве
До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключение лишь подтверждает правило
   


Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Ст. 19 Конституции РФ                                                                                                                                       

Миф 10
мальчики более агрессивны
Мальчики проявляют агрессивность в более раннем возрасте, когда начинает формироваться личность

Миф 11
девочки менее активны
Разница в активности мальчиков и девочек не установлена



В 2007 году в Западной Европе в составе парламентов женщины составили 25 %, в Государственной Думе РФ — около 15 %.




Миф 12
девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей
Напротив, девочки предпочитают одну или двух подруг, а не большую компанию. Вот почему имнно мальчики собираются в более крупные группы. Такое состояние сохраняется, пока они растут, потому-то мальчики более склонны к коллективным играм
      
Миф 13
девочки более ласковы
до определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет никакой разницы, и мальчики в определенный момент требуют ласкового отношения

Миф 14
девочки легко поддаются чужому влиянию
Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это необходимо учитывать. Девочки обычно придерживаются собственного мнения


Миф 15
мальчики более предприимчивы
в этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек разницы нет. Позже более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом ребятам. Возможно, что они делают это сознательно
Миф 16
девочки более трусливы
девочки не так трусливы, как многим кажется. На самом деле они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх

Миф 19
девочки чаще страдают от комплекса неполноценности
не более мальчиков. Девочки лучше приспосабливаются к сложным жизненным ситуациям. В большинстве случаев они более самостоятельны

Миф 20
мальчикам необходимо заявить о себе, продемонстрировать свои способности
это миф. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны



Что ещё почитать?
1. Бойко А. В. Гендерные аспекты психического здоровья. — Вопросы психологии. — 2005. — № 1. —С. 110–115.
2. Кравец В. П. Гендерная педагогика. Учеб. пособие. —М. : Джура, 2003.
3. Психологическая дианостика интеллекта, мышления, креативности ребенка / Сост. : С. Максименко,
Л. Кондратенко, А. Главник. — М., 2003.
4. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.,1999.
5. Эльконин Б. Д. Психология развития : Учеб. пос. длявуз. по напр. и спец-ти «Психология». — М., 2001.