Модель выпускника разработана с
учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал
образовательного процесса школы на основе концепции развития
учреждения. (* Модель (научная) – (франц.) modele от лат. «modulus» -
мера, образец, норма в методологии – аналог (схема, структура, знаковая
система) определенного природного, социального или культурного явления
фрагмента реальности. В нашем случае отражает социальный заказ и является
ориентиром для всех участников учебно-воспитательного процесса).
Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ
выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот
базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально
способствовать школа.
Работа над концепцией подвела нас к определению образа
выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной
личности, способной к
полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной
жизнедеятельности в условиях современного общества.Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. |
Компетенции выпускника
Предметно-информационные
|
Деятельностно-коммуникативные
|
Ценностно-ориентированные
|
·
умение работать с
учебной информацией;критическое ее восприятие;
|
|
|
- духовность,
гуманистическая направленность, толерантность;
- мобильность,
самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к
сознательному выбору
- коммуникабельность,
социальная активность, умение сотрудничать;
- креативность,
созидательность и конструктивность мышления.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
- личность,
устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
- личность, готовая
к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
- личность,
отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие
ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
- личность,
отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим
здоровьем;
- личность,
отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному
освоению знаний, проявляющемуся в
виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
- личность, отличающаяся
гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование модели выпускника
школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для
развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.
Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких
ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со
сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для
учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать
свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в
школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и
проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и
коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации
жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности:
чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими
навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных
программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для
продолжения образования на ступени основного общего образования.
Наблюдательность, активность и прилежание
в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность
индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной
школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными
умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры
поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и
явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного
(собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к
произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и
здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены,
стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать
свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Образ выпускника основной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек»,
«личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие»,
«выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и
недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и
самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и
самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать
за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять
сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение
планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело,
беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля
учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение
развивать и управлять познавательными процессами личности, способность
адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры
личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками
неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных
ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным
ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и
красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,
апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и
изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств:
быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими
туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий
физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную
программу физического совершенствования.
Образ выпускника средней школы
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни.
Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество»,
«самоактуализация» и «субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к
своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции
Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных
качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление
в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность,
вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и
потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному
самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общешкольных и классных
делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или
нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить
обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области
знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля
общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками,
способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации;
способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по
законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок,
концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой
деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального
своеобразия, восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству;
умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди
сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими
упражнениями и умение использовать их в
улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.