Для
определения собственного стиля поведения в конфликтной ситуации чаще всего
пользуют опросник К. У. Томаса. Он состоит из 30 пар суждений,
среди которых следует выбрать те, которые наиболее соответствуют вашим
действиям:
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим
взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Прежде чем
обсуждать то, в чём наши позиции различны, я пытаюсь сосредоточить внимание на
общем.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь
уладить дела, учитывая интересы всех.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я
жертвую собственными интересами ради другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не
затрагивать чувства другого.
5. а) Решая противоречивую ситуацию, я всё
время стараюсь найти поддержку в другом.
б) Я стараюсь
делать всё, чтобы предотвратить излишнюю напряжённость.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для
себя.
б) Я стараюсь
добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, чтобы со временем разобраться с ним окончательно.
б) Я считаю
возможным в чём-то уступить, чтобы достичь чего-то более важного.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б) В первую очередь,
я стараюсь определить, в чём заключаются интересы всех сторон и спорные
вопросы.
9. а) Я считаю, что не всегда следует
беспокоиться из-за споров, которые возникли.
б) Я прилагаю
усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я уверенно стремлюсь достичь своего.
б) Я стараюсь
найти компромиссное решение.
11. а) Прежде всего, я хочу определить, в чём
заключаются интересы всех сторон и
спорные вопросы.
б) Я стараюсь
успокоить другого и, в первую очередь, сохранить наши отношения.
12. а) Как правило, я избегаю позиции, которая
может вызвать споры.
б) Я даю
возможность другому человеку в чём- то сохранить свои позиции, если он тоже
делает шаги навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю,
чтобы всё было сделано так, как я хочу.
14. а) Я сообщаю другому человеку свою точку
зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я делаю
попытки показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить оппонента и сохранить
наши отношения.
б) Я стараюсь
сделать всё необходимое, чтобы снять напряжение.
16. а) Я стараюсь не затрагивать чувств другого
человека.
б) Я обычно
пытаюсь убедить другого в преимуществе своей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б) Я стараюсь
сделать всё, чтобы снять лишнее напряжение.
18. а) Если это сделает другого человека
счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
б) Я дам другому
возможность не менять свои позиции, если он делает шаги навстречу мне.
19. а) Прежде всего, я хочу определить, в чём
заключаются все интересы и противоречия.
б) Я стараюсь
отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши
разногласия.
б) Я стараюсь
найти наилучшее сочетание пользы и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным
к другому.
б) Я всегда
склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится
посередине между моей и позицией другого.
б) Я отстаиваю
свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить
желания каждого из нас.
б) Иногда я
предоставляю возможность другому взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему важным,
я готов идти ему навстречу.
б) Я стараюсь
убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в правильности
своей позиции.
б) Ведя
переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти
всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждой из сторон конфликта.
27. а) Я хочу избегать споров.
б) Если
это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
б) Сглаживая
ситуацию, я обычно стараюсь заручиться поддержкой других.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не
всегда стоит волноваться из-за разногласий, которые возникли.
30. а) Я стараюсь уважать чувства другого.
б) Я всегда
принимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли вместе добиться успеха.
Если
ваши ответы совпадают с приведёнными, то ваша позиция при решении конфликта
такова:
·
3 а, 6 б, 8 а, 9 б, 10 а, 13 б,
14 б, 16 б, 17 а, 22 б, 25 а, 28 а —
соперничество.
·
2 б, 5 а, 8 б, 11 а, 14 а, 19 а,
20 а, 21 б, 23 а, 26 б, 28 б, 30 б —
сотрудничество.
·
2 а, 4 а, 7 б, 10 б, 12 б, 13 а,
18 б, 20 б, 22 а, 24 б, 26 а, 29 а —
компромисс.
·
1 а, 5 б, 6 а, 7 а, 9 а, 12 а,
15 б, 17 б, 19 б, 23 б, 27 а, 29 б —
игнорирование.
·
1 б, 3 б, 4 б, 11 б, 15 а, 16 а,
18 а, 21 а, 24 а, 25 б, 27 б, 30 а —
приспособление*.
Полезные советы
Чтобы
предотвратить конфликты, нужно:
·
решать спорные вопросы, не
говоря о предыдущих проблемах и столкновениях;
·
адекватно воспринимать,
осознавать и отражать суть конфликта с точки зрения психологических
механизмов: интересов, целей, потребностей, задач противоположных сторон. В
процессе размышлений задавать себе вопрос, правильно ли вы понимаете соперника;
·
формировать диалог в общении.
Диалог должен быть доброжелательным, открытым, создавать микроклимат
взаимного доверия;
·
попытаться понять позицию
другого, поставив себя на место соперника;
·
не говорить сопернику того, что
может унизить его достоинство;
·
уметь аргументировано выражать
свои претензии в случае неудовлетворения собственных требований;
·
быть готовым преодолеть собственную
самоуверенность, амбиции, признать ошибочность своих мыслей, потому что в
конфликте всегда есть вина обеих сторон, а на примирение идёт человек, сильнее
духовно, морально, интеллектуально.
*
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. —
М., АСТ; ПРЕСС-КНИГА, 2001. — С. 310— 316
Правила
общения с конфликтной личностью
1. Не стремитесь доминировать в чём-то.
2. Будьте принципиальным, но не боритесь ради принципа.
3. Помните: прямолинейность — это не всегда хорошо и полезно
для вас.
4. Критикуйте, но не прибегайте к критиканству. Такой метод
близок к ненависти.
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, однако дорого
ценится.
6. Сказать правду — тоже искусство, несмотря на то, что
правда является истиной для всех.
7. Будьте независимы, но не самоуверенны.
8. Не превращайте настойчивость в надоедливость.
9. Не ждите справедливости в отношении к себе, если вы
несправедливы к другим. Это — закон жизненных отношений.
10. Не переоценивайте свои способности и возможности — есть
люди, которые сильнее вас.
11. Не проявляйте инициативу там, где её не требуют.
12. Проявляйте доброжелательность и корректность.
13. Будьте сдержаны в любой ситуации.
14. Реализуйте себя в творчестве, а не в ссорах.
К тому
же: учителю следует быть очень деликатным в критических замечаниях, учитывая
то, что критика бывает разной:
·
подбадривание («В этот раз не
получилось так, потом получится лучше...»);
·
упрёк («Ну что же, мы на вас
рассчитывали...»);
·
надежда («Надеюсь, что в
следуюший раз вы это сделаете лучше...»);
·
похвала («Работа выполнена
хорошо, но не для этого случая...»);
·
аналогия («Раньше у Николая,
как и у меня, не всё шло хорошо...»);
·
безличная («В нашем коллективе
есть ещё сотрудники, которые...»);
·
обеспокоенность («Я очень
взволнован тем, что...»);
·
сопереживание («Я очень вам
сочувствую, но...»);
·
удивление («Как, неужели у
вас...?»);
·
намёк («Я знал человека,
который поступил так, как вы, а потом пришлось...»);
·
смягчение («Наверное, в том,
что произошло, виноват ещё и...»);
·
предупреждение («Если ещё
раз...»);
·
вызов («Если вы так поступаете,
сами ищите выход из ситуации...»);
·
конструктивная («Работа
выполнена неправильно. Что вы думаете сделать для исправления ошибок?»);
·
предостережение («Я очень
беспокоюсь, что будет...»).