Translate

26 июн. 2014 г.

Определение стиля поведения в конфликте

Для определения собственного стиля поведе­ния в конфликтной ситуации чаще всего пользуют опросник К. У. Томаса. Он состоит из 30 пар сужде­ний, среди которых следует выбрать те, которые наиболее соответствуют вашим действиям:


1. а) Иногда я предоставляю возможность дру­гим взять на себя ответственность за реше­ние спорного вопроса.
   б) Прежде чем обсуждать то, в чём наши пози­ции различны, я пытаюсь сосредоточить внимание на общем.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    б) Я стараюсь уладить дела, учитывая интере­сы всех.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
    б) Иногда я жертвую собственными интереса­ми ради другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    б) Я стараюсь не затрагивать чувства другого.
5. а) Решая противоречивую ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку в другом.
    б) Я стараюсь делать всё, чтобы предотвратить излишнюю напряжённость.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
    б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем разобраться с ним окончательно.
    б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы достичь чего-то более важного.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    б) В первую очередь, я стараюсь определить, в чём заключаются интересы всех сторон и спорные вопросы.
9. а) Я считаю, что не всегда следует беспокоить­ся из-за споров, которые возникли.
    б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я уверенно стремлюсь достичь своего.
     б) Я стараюсь найти компромиссное решение.
11. а) Прежде всего, я хочу определить, в чём заключаются интересы всех сторон и
спор­ные вопросы.
     б) Я стараюсь успокоить другого и, в первую очередь, сохранить наши отношения.
12. а) Как правило, я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
      б) Я даю возможность другому человеку в чём- то сохранить свои позиции, если он тоже делает шаги навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
      б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано так, как я хочу.
14. а) Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
     б) Я делаю попытки показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить оппонента и сохра­нить наши отношения.
      б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы снять напряжение.
16. а) Я стараюсь не затрагивать чувств другого человека.
      б) Я обычно пытаюсь убедить другого в пре­имуществе своей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
      б) Я стараюсь сделать всё, чтобы снять лиш­нее напряжение.
18. а) Если это сделает другого человека счастли­вым, я дам ему возможность настоять на своём.
      б) Я дам другому возможность не менять свои позиции, если он делает шаги навстре­чу мне.
19. а) Прежде всего, я хочу определить, в чём заключаются все интересы и противоречия.
      б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, что­бы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
     б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание пользы и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внима­тельным к другому.
     б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая нахо­дится посередине между моей и позицией другого.
     б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удов­летворить желания каждого из нас.
     б) Иногда я предоставляю возможность друго­му взять на себя ответственность за реше­ние спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему важ­ным, я готов идти ему навстречу.
      б) Я стараюсь убедить другого пойти на ком­промисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в правильности своей позиции.
      б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внима­тельным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
      б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждой из сторон конфликта.
27. а) Я хочу избегать споров.
     б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
      б) Сглаживая ситуацию, я обычно стараюсь заручиться поддержкой других.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
      б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за разногласий, которые возникли.
30. а) Я стараюсь уважать чувства другого.
      б) Я всегда принимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли вместе добиться успеха.
Если ваши ответы совпадают с приведёнными, то ваша позиция при решении конфликта такова:
·         3 а, 6 б, 8 а, 9 б, 10 а, 13 б, 14 б, 16 б, 17 а, 22 б, 25 а, 28 а — соперничество.
·         2 б, 5 а, 8 б, 11 а, 14 а, 19 а, 20 а, 21 б, 23 а, 26 б, 28 б, 30 б — сотрудничество.
·         2 а, 4 а, 7 б, 10 б, 12 б, 13 а, 18 б, 20 б, 22 а, 24 б, 26 а, 29 а — компромисс.
·         1 а, 5 б, 6 а, 7 а, 9 а, 12 а, 15 б, 17 б, 19 б, 23 б, 27 а, 29 б — игнорирование.
·         1 б, 3 б, 4 б, 11 б, 15 а, 16 а, 18 а, 21 а, 24 а, 25 б, 27 б, 30 а — приспособление*.
Полезные советы
Чтобы предотвратить конфликты, нужно:
·      решать спорные вопросы, не говоря о предыду­щих проблемах и столкновениях;
·      адекватно воспринимать, осознавать и отра­жать суть конфликта с точки зрения психо­логических механизмов: интересов, целей, потребностей, задач противоположных сторон. В процессе размышлений задавать себе вопрос, правильно ли вы понимаете соперника;
·      формировать диалог в общении. Диалог дол­жен быть доброжелательным, открытым, соз­давать микроклимат взаимного доверия;
·      попытаться понять позицию другого, поставив себя на место соперника;
·      не говорить сопернику того, что может унизить его достоинство;
·      уметь аргументировано выражать свои претен­зии в случае неудовлетворения собственных требований;
·      быть готовым преодолеть собственную само­уверенность, амбиции, признать ошибочность своих мыслей, потому что в конфликте всегда есть вина обеих сторон, а на примирение идёт человек, сильнее духовно, морально, интеллек­туально.

* Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. — М., АСТ; ПРЕСС-КНИГА, 2001. — С. 310— 316

Правила общения с конфликтной личностью
1. Не стремитесь доминировать в чём-то.
2. Будьте принципиальным, но не боритесь ради принципа.
3. Помните: прямолинейность — это не всегда хорошо и полезно для вас.
4. Критикуйте, но не прибегайте к критиканству. Такой метод близок к ненависти.
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, одна­ко дорого ценится.
6. Сказать правду — тоже искусство, несмотря на то, что правда является истиной для всех.
7. Будьте независимы, но не самоуверенны.
8. Не превращайте настойчивость в надоедли­вость.
9. Не ждите справедливости в отношении к себе, если вы несправедливы к другим. Это — закон жизненных отношений.
10. Не переоценивайте свои способности и возмож­ности — есть люди, которые сильнее вас.
11. Не проявляйте инициативу там, где её не требуют.
12. Проявляйте доброжелательность и коррект­ность.
13. Будьте сдержаны в любой ситуации.
14. Реализуйте себя в творчестве, а не в ссорах.
К тому же: учителю следует быть очень дели­катным в критических замечаниях, учитывая то, что критика бывает разной:
·        подбадривание («В этот раз не получилось так, потом получится лучше...»);
·        упрёк («Ну что же, мы на вас рассчитыва­ли...»);
·        надежда («Надеюсь, что в следуюший раз вы это сделаете лучше...»);
·        похвала («Работа выполнена хорошо, но не для этого случая...»);
·        аналогия («Раньше у Николая, как и у меня, не всё шло хорошо...»);
·        безличная («В нашем коллективе есть ещё сотрудники, которые...»);
·        обеспокоенность («Я очень взволнован тем, что...»);
·        сопереживание («Я очень вам сочувствую, но...»);
·        удивление («Как, неужели у вас...?»);
·        намёк («Я знал человека, который поступил так, как вы, а потом пришлось...»);
·        смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноват ещё и...»);
·        предупреждение («Если ещё раз...»);
·        вызов («Если вы так поступаете, сами ищите выход из ситуации...»);
·        конструктивная («Работа выполнена непра­вильно. Что вы думаете сделать для исправле­ния ошибок?»);

·        предостережение («Я очень беспокоюсь, что будет...»).