Translate

Методика проведения тематических классных часов


                                                               План классного часа

Дата проведения классного часа
Тема классного часа
Форма проведения классного часа
Ответственные за подготовку и проведение классного часа
Цели классного часа
Применяемые методы обучения
Используемый материал
Виды контроля и обратной связи
Знания и умения, которые должны быть сформированы у учеников на классном часе
Классный час состоит из трех основных частей:
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.

Воспитательные цели классного часа

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Темы классных часов могут быть очень разнообразными. На них могут рассматриваться:
1) нравственные и этические проблемы (позволяют воспитать у учащихся определенное отношение к обществу, коллективу, себе, природе, родителям, Родине, труду и т. п.);
2) эстетические проблемы (воспитывается чувство прекрасного, стремление к гармоничности во всем — внешности, поведении, быту, искусстве, труде, отношении к окружающей среде, развивается творчество);
3) наука, познание (воспитывается правильное отношение учеников к процессу познания, в частности, к учебе как способу духовного развития);
4) политические аспекты (связаны с конкретными политическими событиями, происходящими в стране, воспитывают ответственность перед Родиной, переживание за ее успехи на мировой арене, учат пониманию государственной политики);
5) вопросы здоровья и гигиены (учат школьников вести здоровый образ жизни, предостерегают от пагубного влияния вредных привычек);
6) психологические проблемы (учат школьников самовоспитанию, решению конфликтов, налаживанию отношений);
7) экологические проблемы (учат школьников заботиться об окружающей среде, животном и растительном мире, ответственно относиться к природе);
8) общешкольные темы (приурочиваются к общественным событиям, праздникам).

Примерная тематика тематических классных часов

5-й класс

1. Мир моих увлечений.

2. Памятные даты моей семьи.

3. Обычаи и традиции народов мира.

4. Кем быть и каким быть?

6-й класс

1. Мир моих способностей.

2. Памятные даты моей страны.

3. Обычаи и традиции моей страны.

4. Профессии милосердия и добра.

7-й класс

1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития.

2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим.

3. Компьютер в жизни человека.

4. Азбука вежливости.

8-й класс

1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь.

2. Герб моей семьи. Каким он может быть?

3. О вкусах не спорят?

4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

1. Простые истории человеческой дружбы.

2. Улицы, от названия которых становится теплей.

3. Мои профессиональные приоритеты.

4. Как научиться говорить «нет».

Примерная тематика нравственных классных часов.
5 класс
  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
6 класс
  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
7 класс
  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
8 класс
  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
9 класс
  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
10 класс
  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
11 класс
  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
5 класс
  1. В. И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.
6 класс
  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
  3. Мои “почему?” и ответы на них.
7 класс
  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.
8 класс
  1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
9 класс
  1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
  2. Разговор с самим собой по душам.
10 класс
  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
11 класс
  1. Пока я мыслю, я живу.
  2. Юмор в жизни человека.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);
2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);
3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);
4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);
5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);
6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);
7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);
8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);
9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);
10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);
11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);
12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);
13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);
14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);
15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);
16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);
17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);
18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);
19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);
20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).
Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Методы обучения, используемые при проведении

тематических классных часов

Лекция

Этот метод является наиболее широко используемым при проведении тематических классных часов, но, пожалуй, наименее эффективным.
Преимущества данного метода:
1) экономия времени и ресурсов;
2) систематизация, организация и завершенность;
3) удобство при использовании в больших по количеству учеников классах;
4) удобство при изложении различных мнений по данной теме или множества фактов;
5) опора на слово и личность преподавателя. Существенным недостатком этого метода является то, что вся информация преподносится классным руководителем устно в виде продолжительного монотонного изложения тематического материала. Кроме того, лекция предполагает минимальное участие школьников, она не ориентирована на индивидуума и порой требует тщательной информационной подготовки учителя.
В помощь преподавателю
Для эффективности лекционного метода можно применить следующие средства:
1) использовать расширенную презентацию, сопровождаемую комментариями учителя и откликами учеников;
2) сделать лекцию как можно более разнообразной;
3) использовать различные интонации голоса;
4) включить в лекцию шутки, юмор;
5) скорость подачи материала лекции изменять в зави­симости от проявляемого к информации интереса учащихся;
6) быть восприимчивым к обратной связи с учениками;
7) использовать темы, интересные и актуальные для учеников;
8) дополнить лекцию дискуссией на заданную тему;
9) по окончании лекции провести обсуждение рассматриваемой темы;
10) дать ученикам возможность после лекции задать вопросы лектору;
11) использовать дебаты (обсуждение двух противопо­ложных мнений по теме, что позволяет лучше ее разъяснить);
12) провести лекцию в виде доклада, который заранее подготовлен группой. Одноклассники могут задавать вопросы членам группы, представившей доклад;
13) дополнять лекцию демонстрациями (например, как что-то делалось в прошлом веке и т. п.).

Повествование

Этот метод похож на лекцию, но более захватывающий и интересный, хорошо удерживает внимание слушателей, способен вызвать эмоциональный отклик у школьников.
Повествование строится на простых, понятных рассказах, взятых из домашней жизни, политики, бизнеса, происходящих в мире событий, биографий известных людей, личного опыта и т. д. Учитель должен уметь на этом материале построить поучительные истории, которые можно использовать для освещения заданной темы классного часа.
Повествование всегда очень эффективно. Его можно использовать в любой части классного часа. Общение можно начать с интересного рассказа. Короткими, но яркими рассказами можно иллюстрировать любое положение развиваемой темы. Поучительный рассказ можно использовать в конце общения, чтобы пояснить цели данного тематического классного часа.
С помощью повествования учитель посредством слов как бы рисует в воображении учеников картину и по­могает увидеть ее отображенной в его реальной жизни.
В помощь преподавателю
Повествование бывает:
1) незаконченным;
2) законченным;
3) длящимся.
Незаконченное повествование удобно использовать для привлечения учеников к дискуссии. Для этого классный руководитель рассказывает только часть истории и дает возможность ученикам обсудить ее.
В процессе обсуждения темы, затронутой в рассказе, делается вывод.
Законченные истории хорошо использовать для объяснения или иллюстрации какой-нибудь истины или принципа.
Длящееся повествование представляет собой рассказ истории частями по мере раскрытия темы. Такой метод позволяет поддерживать интерес к теме у учащихся.

Назначения и отчеты

Учитель назначает учеников, которым дает определенный материал для изучения и последующего представления в классе. Эффективность этого метода заклю­чается в том, что он побуждает учеников самостоятельно изучать материал.
При методе можно использовать такие приемы, как:
1) просмотр книги (ученик или группа учеников читают определенную книгу, анализируют ее, объясняют мысли автора и делают отчет о проделанной работе);
2) слушающие команды (отбирается небольшая группа учащихся, которой предварительно дают материал для изучения, чтобы они могли затем руководить обсуждением представленной на классном часу темы или даже провели дискуссию, дебаты);
3) тестирование (дает возможность показать ученику, чему он научился).
В помощь преподавателю
Для большей эффективности данного метода учитель должен постараться найти такой материал, который действительно заинтересует ученика, иначе тот с неохотой будет заниматься внеклассной работой.
Порой какая-либо тема может вызвать бурный интерес со стороны учеников. Учитель должен быть готов к этому и на основе представленного классу материала достигнуть определенных воспитательных целей. Для этого необходимо заранее спланировать желаемые цели, чтобы умело подвести к ним учащихся.
Давая задание ученикам, нужно четко и понятно объяснить им его, а также дать достаточно времени на подготовку и написание отчета. Кроме того, необходимо проследить, чтобы источники получения материала для отчета были адекватными.

Оценка результатов проведения тематического классного часа

Преподаватель оценивает влияние проведенного классного часа на личность ребенка, его поведение, успеваемость, развитие творческого потенциала и т. п. Результаты анализа классный руководитель должен использовать в дальнейшей индивидуальной воспитательной работе с учащимися класса.
В анализе классного часа могут участвовать и сами школьники, которым были доверены подготовка или проведение внеклассного общения.
В помощь преподавателю
Для изучения влияния классных часов на учеников можно использовать такие общеизвестные аналитические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.
Для школьника очень важно чувствовать себя значимым. Осознание этого влияет на его самочувствие и отношение к окружающим людям, окружающему миру, себе. Поэтому преподаватель должен замечать участие каждого школьника во внеклассной работе и оценивать его по достоинству. Когда школьник видит, что его деятельность ценят, это стимулирует его в будущем быть более активным и успешным.
Оценка ученика преподавателем может быть передана как словом, так и жестом, мимикой, интонацией.
При этом взрослый должен быть искренним, а его оценка — реалистичной.